Новости 30.10.2024

Топ-11 самых больших кораблей времен Второй мировой войны

Вторая мировая война оказалась одним из самых масштабных и разрушительных военных конфликтов в истории человечества. Морские сражения этой войны играли важнейшую роль в обеспечении контроля над морскими путями и поддержке наземных операций. Одним из важнейших факторов в этих боях были огромные военные корабли, на которых строились стратегии морских держав. Ниже представлены пять крупнейших кораблей, которые оказали значительное влияние на исход войны.

1. Линкор "Ямато" (Япония)

Линкор "Ямато" по праву считается одним из самых больших и мощных боевых кораблей за всю историю мировых флотов. Построенный в 1941 году, он стал настоящим символом японской морской мощи. Его размеры поражали воображение: полное водоизмещение составляло 72 800 тонн, длина — около 263 метров. Это был самый крупный боевой корабль своего времени, и даже сегодня его размеры внушают уважение.

Основное вооружение линкора состояло из девяти 460-мм орудий, которые могли поражать цели на огромных расстояниях. Эти орудия были настолько мощными, что их выстрелы могли уничтожить любой корабль противника. Кроме того, "Ямато" был защищен толстой броней, что делало его практически неуязвимым для многих типов вооружений того времени.

Однако, несмотря на все свои впечатляющие характеристики, "Ямато" не смог изменить ход войны в пользу Японии. Он участвовал в нескольких боях, но не смог реализовать свой боевой потенциал в полной мере. В апреле 1945 года, во время операции "Тен-Го", линкор был потоплен американской авиацией в ходе массированной атаки. Погибло более 3000 человек экипажа, а сам корабль навсегда остался символом японской военной мощи и трагедии.

2. Линкор "Мусаси" (Япония)

"Мусаси" — это сестра корабля "Ямато". Оба линкора были построены по одному проекту, и по своим характеристикам они практически идентичны. Как и "Ямато", "Мусаси" был гигантским кораблем с водоизмещением в 72 800 тонн и длиной около 263 метров. Он также был вооружен девятью 460-мм орудиями, которые делали его настоящим оружием разрушения.

"Мусаси" был спущен на воду в 1942 году и, как и его сестра, должен был стать основным средством подавления флота противника. Однако его судьба была столь же печальной, как и у "Ямато". В октябре 1944 года, в ходе сражения в заливе Лейте, "Мусаси" был атакован американской авиацией. Несмотря на мощную броню и орудия, корабль не смог выдержать интенсивной бомбардировки и торпедных атак. После нескольких часов сопротивления он затонул, унеся с собой жизни более тысячи моряков.

3. Линкор "Тирпиц" (Германия)

Линкор "Тирпиц" — гордость нацистского флота, был крупнейшим немецким военным кораблем, когда-либо построенным. Его водоизмещение составляло 52 600 тонн, а длина — около 251 метра. "Тирпиц" был вторым и последним представителем класса "Бисмарк", ставшим флагманом Кригсмарине (германский военно-морской флот).

Основное вооружение "Тирпица" состояло из восьми 380-мм орудий, способных наносить огромные повреждения вражеским кораблям. Кроме того, он был защищен мощной броней, что делало его очень трудной целью для атаки. Тем не менее, большую часть своей карьеры "Тирпиц" провел в Норвегии, где служил своеобразным "флотским страшилом" для союзников, сдерживая их от морских операций в этом регионе.

Союзники, прекрасно понимая угрозу, которую представлял "Тирпиц", неоднократно пытались его уничтожить. В результате множества воздушных и морских атак корабль был сильно поврежден. В конце концов, в ноябре 1944 года британские бомбардировщики смогли потопить его в ходе одной из операций. Затонув, "Тирпиц" унес с собой надежды Германии на контроль над Северным морем.

4. Авианосец "Эссекс" (США)

В годы Второй мировой войны авианосцы стали ключевым элементом морских сражений. Авианосец "Эссекс" стал одним из самых крупных и влиятельных американских кораблей того времени. Этот гигант, с водоизмещением в 36 380 тонн и длиной около 265 метров, был способен нести на борту более 90 самолетов.

"Эссекс" сыграл ключевую роль в многочисленных сражениях на Тихоокеанском театре боевых действий. Он участвовал в битвах за Гуам, Лейте, Окинаву и другие важные операции. Благодаря своей мощной авиационной группе, "Эссекс" стал настоящим "плавающим аэродромом", откуда взлетали истребители и бомбардировщики для нанесения ударов по вражеским силам.
Корабли класса "Эссекс" доказали свою эффективность, и после войны они еще долго оставались на вооружении флота США, пройдя модернизацию и адаптацию к новым видам вооружений. Влияние авианосцев этого класса на ход войны трудно переоценить, ведь именно благодаря таким кораблям США смогли взять под контроль огромные просторы Тихого океана.

5. Линкор "Бисмарк" (Германия)

"Бисмарк" — один из самых знаменитых немецких линкоров, чья судьба превратилась в легенду. С водоизмещением в 50 300 тонн и длиной около 251 метра, он был флагманом нацистского флота и символом его мощи. Вооруженный восемью 380-мм орудиями и оснащенный мощной броней, "Бисмарк" был предназначен для доминирования на море.

Его первая и единственная крупная операция завершилась трагически. В мае 1941 года "Бисмарк" вступил в бой с британскими кораблями у берегов Атлантики. В этом сражении он сумел потопить британский линейный крейсер "Худ", что стало серьезной потерей для Королевского флота. Однако сам "Бисмарк" также был тяжело поврежден и вынужден был отступить.

Через несколько дней британские силы догнали "Бисмарк" и, после ожесточенного боя, сумели его уничтожить. Линкор затонул в Атлантическом океане, унеся с собой жизни более 2000 членов экипажа. Судьба "Бисмарка" стала одной из самых обсуждаемых тем в истории морских сражений Второй мировой войны, и его уничтожение стало важным моральным и стратегическим достижением для союзников.

6. Ришелье (Франция)

Линкор «Ришелье» одноименного класса, имеет вес 47.500 тонн и длину 247 метров, восемь орудий главного калибра калибром 380 миллиметров размещенных в двух башнях. Корабли этого класса создавались французами для противодействия итальянскому флоту в Средиземном море. 

Судно было спущено на воду в 1939 году, было принят на вооружение военно-морских сил Франции через год. «Ришелье» фактически не принимал участия во второй мировой войне, если не считать столкновения с британской авианосной группой в 1941 году во время американской операции против сил фашистов в Африке.

В послевоенный период линкор был задействован в войне в Индокитае, прикрывая морские конвои и поддерживая огнем французских войска во время десантных операциях. Линкор был выведен из состава флота и списан в 1967 году.

7. Жан Бар (Франция)

Французский линкор «Жан Бар», класса «Ришелье»,был спущен на воду в 1940 году, однако к началу Второй Мировой Войны так и не был введен в состав флота. На момент нападения Германии на Францию судно было готово на 75% (была установлена только одна башня орудий главного калибра), линкор своим ходом смог добраться из Европы в марокканский порт Касабланки. Несмотря на отсутствие части вооружения, «Жан Бар»  успел поучаствовать в боевых действиях на стороне стран «Оси», отражая атаки американо-британских сил во время высадки десанта союзников в Марокко. После нескольких попаданий орудий главного калибра американских линкоров и авиационных бомб, судно легло на дно 10 ноября 1942 года. В 1944 году «Жан Бар» был поднят и отправлен на верфи для ремонта и доворужения. Судно вошло в состав ВМС Франции только в 1949 году, никогда не принимало участие ни в одной военной операции. В 1961 году линкор был выведен из состава флота и отправлен на слом.

8. Висконсин (США)

Американский линкор «Висконсин», класса «Айова», водоизмещением 55.710 тонн имеет длину 270 метров, на борту, которого находятся три башни с девятью 406 миллиметровыми орудиями главного калибра. Корабль был спущен на воду в 1943 году, был принят на вооружение в 1944 году. В 1991 году судно был выведен из состава флота, но оставался в резерве ВМС США до 2006 года, став последним линкором, стоящим в резерве военно-морских сил США. Во время Второй Мировой Войны корабль был задействован для эскорта авианосных групп, поддержке десантных операций и обстреле береговых укреплений японской армии. В послевоенный период участвовал в войне в Персидском заливе.

9. Нью-Джерси (США)

Линкор «Нью-Джерси», класса «Айова», был спущен на воду в 1942 году и принят на вооружение в 1943 году. Судно прошло несколько срьезных модернизаций, в итоге было списан из состава флота в 1991 году. Во время второй мировой войны использовался для эскорта авианосных групп, но толком  участвовало ни в одном серьезном морском сражении. В следующие 46 лет участвовал в корейской, вьетнамской и ливийской войне как корабль поддержки.

10. Миссури (США)

Линкор «Миссури» класса «Айова» был спущен на воду в 1944 году, и в этом же году вошел в состав Тихоокеанского флота. Корабль был выведен из состава флота в 1992 году, и превращен в плавучий корабль-музей, который сейчас доступный для посещения любого желающего. Во время второй мировой войны линкор был задействован для эскорта авианосных групп и поддержке высадки десанта, и не участвовал ни в одном серьезном морском сражении. Именно на борту «Миссури» был подписан пакт о капитуляции Японии, поставивший точку во Второй Мировой Войне. В послевоенный период, линкор участвовал только в одной серьезной военной операции, а именно войне в Персидском заливе, во время которой «Миссури» оказывал  огневую поддержку многонациональных сил с моря.

11. Айова, США

Линкор Айова, одноименного класса, был спущен на воду в 1942 году и был принят на вооружение через год, воевал на всех океанских фронтах Второй Мировой Войны. Вначале патрулировал северные широты Атлантического побережья США, после чего был переброшен в Тихий океан, где прикрывал авианосные группы, оказывал поддержку десанту, наносил удары по береговым укреплениям противника и участвовал в нескольких морских операциях по перехвату ударных групп японского флота. Во время Корейской войны оказывал поддержку артиллерийским огнем действия наземных сил с моря В 1990 году «Айова» был списан и превращен в корабль-музей.

Заключение

Корабли Второй мировой войны были не просто средствами передвижения или атаки — они представляли собой символы мощи и технологий своих стран. Линкоры и авианосцы, такие как "Ямато", "Тирпиц" или "Эссекс", играли ключевую роль в формировании хода войны на море. Их размеры, вооружение и броня делали их настоящими плавучими крепостями, способными оказывать влияние на исход битвы.

Однако, несмотря на свою мощь, многие из этих гигантов так и не смогли предотвратить поражение своих стран. В конечном итоге, успех во многом зависел не только от размеров корабля, но и от правильной стратегии, современных технологий и координации действий всех сил.

Эта новость полезная для Вас?
Да Нет
Сообщить об ошибке
Ирина Митрофанова
Ирина Митрофанова

Журналист - любитель истории и интересных мест