Новости 22.10.2024

Самый страшный пожар на территории СССР: что скрывали под грифом "совершенно секретно"

Мало кто знает об этой трагедии, случившейся в 1936 году, так как вся информация о ней была засекречена. В то жаркое лето тридцать шестого в лесном поселке Курша-2, находившемся в Рязанской области, случился страшный пожар, в котором погибло около 1200 человек. Поселок был полностью уничтожен. Власти тогда признали погибшими только 313 человек.

Удалось спастись нескольким людям, которые спрятались в колодцах, пруду, выгребных ямах. Выжили и те, кто от поезда отважился пробежать сквозь полосу огня — около 20 человек.

Поселок Курша-2 и инфраструктура узкоколейной железной дороги были частично восстановлены после пожара, главным образом уже в послевоенный период. Узкоколейная железная дорога в Куршу-2 была ликвидирована (демонтирована) в середине пятидесятых, видимо, в связи с истощением лесных ресурсов. Поселок существовал до начала семидесятых, но пострадал от лесного пожара в 1972 году, после чего был расселен и заброшен. Остатки домов выгорели при лесном пожаре 2010 года.

Сейчас на месте Курши-2 большая лесная поляна с братской могилой. В 2011 году, в память о погибших на пожаре, к 75-летию трагедии здесь был создан мемориальный комплекс.

Подробности трагедии

Поселок Курша-2 располагался на территории современной Рязанской области. Он был основан для разработки леса Центральной Мещеры. Именно поэтому, как вспоминала одна из жительниц поселка, Анна Архиповна Вольтова, слова которой приведены в сборнике «Из истории противопожарной службы Рязанского края» (M-Press, 1999 год), в Курше были отстроены лесные заводы, а также находились огромные склады распиленной древесины. Понятно, что была создана и инфраструктура для рабочих: например, в поселке был клуб на тысячу мест и сотни жилых домов. И это неудивительно: в 1930-х годах в Курше-2 действительно проживали уже более 1000 человек. Разумеется, все перечисленные постройки изготавливались из дерева. Дома, клуб и люди исчезли с лица земли в 1936 году. По крайней мере, очевидец тех событий, Григорий Ефимович Клеменов из села Колтуки, с которым беседовал Василий Песков, автор книги «Лесные жители», именно так описал картину, которая предстала его взору после пожара. Как утверждал Клеменов, лето в тот год выдалось сухое, жаркое и ветреное, поэтому пожаров ожидали.

Августовским днем Григорий Ефимович косил траву неподалеку от своей деревни и вдруг услышал громкий гул. Сразу понял, что это бушует огонь. Клеменов бросился в Колтуки, но село, отгороженное от леса болотом, устояло. Пожар устремился в сторону Курши. «Кинулись. А Курши нет! Как будто не было сотни домов. Людей тоже не было…» - рассказывал Клеменов.

Пока Григорий Клеменов вместе с односельчанами добирался до Курши, в поселке произошло следующее. Как пишет Андрей Гальчук в своей книге «Удивительные природные явления», жители Курши-2 поначалу угрозу не осознали. Тем более, что в ночь со 2 на 3 августа 1936 года прибыл поезд, предназначавшийся для перевозки леса. Поэтому рабочие были заняты делом. Однако первыми надвигавшееся пламя заметили именно машинист поезда и члены бригады. Мужчины предложили срочно вывезти из опасной зоны женщин и детей. Но начальство велело спасать прежде всего «народное добро».

Справившись с погрузкой бревен, сверху на них усадили и людей. Тем, кто не поместился, пришлось остаться. Эвакуировать жителей из уже объятого пламенем поселка оказалось слишком поздно: слишком много времени заняла погрузка. К этому моменту загорелся деревянный мост через реку Кадь, располагавшийся в 3 километрах от Курши. Проехать по нему стало невозможно, а пассажиры поезда очутились в огненной ловушке. Анна Архиповна Вольтова, которая тоже была в поезде, вспоминала, как кругом все горело, в том числе и шпалы. Состав зарылся в обгоревший мост, и все в панике приняли спрыгивать на землю. Муж Анны Архиповны привязал ее к дереву для того, чтобы она не упала, потеряв сознание: у женщины сильно обгорели ноги.

Итоги и последствия

Анна Вольтова оказалось одной из немногих, кому удалось выжить в смертоносном пожаре в Курше-2. В поезде находились мать, братья, сестры и сноха Вольтовой. Все они погибли. В общей сложности, если верить автору издания «Неизвестная история Земли и космоса» Геннадию Чередову, огонь унес жизни по меньшей мере 1200 человек, то есть всех, кто был в поселке в тот августовский день 1936 года.

По данным Андрея Гальчука, огонь пощадил лишь 20 жителей Курши: им посчастливилось остаться в живых, благодаря выгребным ямам, колодцам и прудам, в которых они и отсиживались, пережидая пожар. Несколько человек прорвались сквозь стену огня и добрались до безлесного бугра, а кто-то чудом ушел из адской ловушки на мосту.

Разборка горельника после того самого пожара 1936 года на территории Тумского лесхоза. Фото из архива Тумского лесхоза.

Между тем последствия трагедии в Советском Союзе тщательно скрывали. Как пишет в своей книге «Иной Сталин», Ю. Н. Жуков, несмотря на то, что в исчезнувшую Куршу приезжал сам Михаил Калинин, на очередном заседании Политбюро в августе того же 1936 года было озвучено, что в результате пожара погибли 313 человек. В преступной халатности были обвинены директор лесокомбината, несколько других сотрудников упомянутого предприятия, некоторые партийные работники района и начальник лесной охраны. После случившегося поселок решено было восстановить, но вскоре от этой идеи отказались. Узкоколейную железную дорогу разобрали для того, чтобы, как считает Гальчук, уже ничто не напоминало о произошедшей трагедии.

Пожар 1936 года глазами очевидца

Михаил ДЬЯЧКОВ, староста бывшего Неверовского совета».
Новая мещера. (Клепики). - 2002. - 6 сентября 

Я хочу рассказать о том, как наша беспечность приводит к тяжелым последствием. Огонь, он не щадит никого. Горят леса, дома, торф...Бывает, потушить пожар нельзя. Я помню 1936 год, жара стояла под 40 градусов. Мне тогда было 15 лет с небольшим. Виной пожара стал паровоз, который тогда топился дровами. Мы подходили к нему, в тендере были дрова, а вагонах - дети с матерями. Огонь шел очень сильно, в секунду сгорало несколько метров леса. Во время пожара много людей в панике разбежалось по лесу, кто сгорел, кто захлебнулся в дыму. Из нашей родни погибли дядя Павел Михайлович Дьячков, сгорела его мать, жена, трое детей, одним словом вся семья. Мы были на второй Курше, где хоронили погибших от пожара людей. Собирали обгорелых людей в больших перчатках, плащах и резиновых фартуках. Руководил там заместитель Хрущева, второй секретарь. Видели мы с мамой и Никиту Сергеевича, он был тоже на похоронах. Трупы были изуродованы, мы не узнали никого. Вырыты были две могилы, погибших завертывали в простыни. Сверху накрывали тоже простынями...
Все было сделано по-хорошему. Водка, вино, пиво, консервы разные, повар готовил обеды. Мы с мамой принесли с похорон консервы, которые нам дали, материал на простыни. Одним словом бери, что хочешь, запрету не было.
Я хочу нашим людям напомнить, к чему приводит беспечность. А в том, что случаются пожары в лесах, домах, повинны только мы сами.

Эта новость полезная для Вас?
Да Нет
Сообщить об ошибке
Ирина Митрофанова
Ирина Митрофанова

Журналист - любитель истории и интересных мест