Настроения бизнесменов в России снизились до минимума начала послекризисного 2015 года

Новости Политика и экономика

Исследование проводилось специалистами компании Deloitte. И результаты его показывают довольно значительное падение настроений владельцев компаний — 37% опрошенных ожидают значительного уменьшения доходов в текущем году в связи с возникшей пандемией COVID-19. Главными негативными факторами называется падение курса рубля и уменьшение спроса со стороны потенциальных клиентов.

Выявленные показатели являются рекордными со времен 2015 года, ставшего первым после предыдущей кризисной волны.

Доходы Россиян
Доходы Россиян. Источник - Яндекс картинки

Еще 40% опрошенных директоров по финансам компаний ожидают уменьшения объема операционной прибыли.

Исследование подобного рода проводилось в последний раз во второй половине прошлого 2019 года, тогда лишь 12% руководителей находились в ожидании падения доходов своих компаний, и только 19% прогнозировали снижение прибыли. Причиной столь стремительного роста пессимистичных настроений стала не перестающая распространяться по миру коронавирусная пандемия.

Свое исследование компания Deloitte проводила уже в одиннадцатый раз, опросы проводились путем онлайн-анкетирования и проведения интервью в конце марта — начале апреля текущего года, то есть когда заболеваемость COVID-19 только набирала обороты.

В качестве финальной выборки были отобраны 45 компаний, разделенных по отраслям экономики, количеству сотрудников и объему полученной за 2019 год прибыли. В самом агентстве не исключают, что выбранное для опроса время могло наложить свои коррективы, и пессимистичные настроения настигли большее количество респондентов. В то же самое время, продолжительный срок самоизоляции и вовсе мог увеличить уровень негативных прогнозов от самих директоров.

Наибольшими рисками для бизнеса, по мнению руководящего состава компаний, являются:

  • падение рубля (80% опрошенных)
  • снижение прибыли от основной деятельности (78%)
  • падение спроса со стороны клиентов (78%)

При этом 70% руководителей ожидают продолжение снижения спроса и в ближайшее полугодие, а 54% и вовсе рассматривают начавшиеся кризисные явления на среднесрочную перспективу — от года до полутора лет.

Более всего пессимистично настроено руководство фармацевтических предприятий (75% из всего числа опрошенных), розничной торговли (67%), строительства и недвижимости (80%).